Поиск по сайту
|
Как отказать ребенку
«- Купи!... Купи!... Купи!...
- Я тебе уже сказала: "Нет!".
- А-а-а-а-а!
- Пойдем из магазина!
- Хочу игрушку! А-а-а-а...
- Хватит! Ничего не получишь!... Идем!
- Нет!... Купи!... А-а...
Мама с перекошенным лицом тащит орущего ребенка по ступенькам вниз, подальше от
игрушек и продавцов с молчаливыми осуждающими лицами. Конфликт продолжится
дома. Малыш попытается отыграться на чем-нибудь: не захочет есть свою любимую
кашу или начнет хныкать без повода».
Вот несколько советов,
которые, возможно, пригодятся мамам и папам:
-
Слово "нет" никогда не используйте в разговоре с
ребенком. "Нет" ввергает малыша в транс. "Нет" значит
"никогда". Никогда не держать ему в руках этой игрушки, не играть с
ней. Возможно, что в сознании ребенка отложится мысль: "В жизни есть вещи,
которых я не достоин".
-
Говорите с малышом максимально неопределенно:
возможно, вероятно, постараемся, при условии, что...
-
Сопереживайте малышу, будь то радость или печаль.
Ребенок должен чувствовать: мама всегда поймет, мама всегда поддержит.
-
Говорите на уровне ребенка. С трехлетним ребенком
мы будем говорить на одном языке, с десятилетним, естественно, на другом,
больше уповая на сознание и логику.
-
Наглядность. Малыш не воспринимает отвлеченные,
абстрактные понятия: дорого-дешево, поздно-рано. Для него это пустой звук.
-
Иллюзия выбора. Малыш просит купить машинку.
"Машинок у тебя много, а вот таких наклеек у тебя еще не было. Тебе какая
больше нравится: с желтым верблюдом или с розовым слоном?". Внимание
переключено. Малыш выходит из магазина довольный: ему купили что-то новенькое.
Вместе мы обсуждаем вопрос, куда мы ее наклеим: на шкаф или на коробку с
игрушками. За этими размышлениями малыш полностью забывает, что он хотел.
-
Старайтесь переключить внимание на то, что уже есть.
"Да, у тебя нет куклы с золотыми волосами, зато есть куклы с длинными
волосами, куклы умеющие говорить, есть кукла, которая сама умеет сосать
бутылочку, есть куклы резиновые, куклы тряпичные и т.д. Вон сколько кукол мы
насчитали!".
Итак, игрушки можно разделить на пять категорий:
Дорогие игрушки.
Подарочные.
Нефункциональные.
Игрушки, которые уже есть.
Недорогие развивающие игры.
В зависимости от того, в какую категорию попадает игрушка, можно вести такой
диалог.
После трехминутного молчания, на выдохе, с мольбой произносится фраза:
"Мама, а ты мне купишь эту игрушку?". "Тебе тоже нравится эта
игрушка?" - спрашивает мама. "Да!" - восклицает ребенок.
"Да, красивая игрушка", - снова подтверждает мама.
1. Предположим, ребенок выбрал очень дорогую игрушку.
- Посмотри, эта игрушка может делать то-то и то-то. Внутри нее очень сложный
механизм. Вот почему эта игрушка стоит так дорого. Чтобы купить ее, наш папа
должен работать 10 дней, а мы не должны кушать и пить, а копить деньги на эту
игрушку. Как ты думаешь, эта игрушка стоит того, чтобы ради нее не есть, не
пить в течение 10 дней?
Другой вариант.
- Эта игрушка стоит столько, сколько все твои игрушки вместе взятые. Мы можем
собрать все твои игрушки, починить и обменять на одну, вот эту. И у тебя вместо
игрушек, которые есть дома, на даче, у бабушки будет всего одна. Ты согласен?
Предположим, малыш согласился. Тогда идите домой и начинайте чинить игрушки.
Ремонтировать игрушки вместе с малышом - дело хорошее, но наверняка какие-то
детали утеряны, поломаны и процесс затянется. Важно, что малыш видит, что вы
разделяете его восторг по поводу игрушки и стараетесь ему помочь.
2. Ребенок выбрал достаточно дорогую игрушку, но как подарок на Новый год или
день рождения она вполне приемлема.
- Давай напишем письмо Деду Морозу. Возможно, он и подарит эту чудесную игрушку
тебе на Новый год.
Или:
- Давай договоримся: эту игрушку мы подарим тебе на День рождения.
- А почему не сейчас?
- Ты молодец! Выбрал замечательную игрушку! А как всякая хорошая вещь она стоит
дорого, и чтобы ее купить, нам с папой нужно будет откладывать деньги на ее
покупку. Я думаю, что к твоему дню рождения мы соберем нужную сумму.
3. Нефункциональные игрушки; игрушки, в которые ребенок поиграет один-два раза,
а потом забудет.
- Да, это чудесный пушистый зайчонок! И ушки у него розовенькие и даже морковка
в лапках есть! Знаешь, кого он мне напомнил? Мышонка, которого тебе подарила
тетя Света. Наш мышонок такой же мягкий пушистый, а в лапках - мячик. Он,
бедненький, просидел всю зиму на шкафу, и никто о ним не вспомнил. Наверное, он
по тебе скучает. Хочешь, я тебе его достану? А морковку, как у этого зайчика,
мы сами ему сделаем. Как ты думаешь, из чего можно морковку сделать?
Внимание переключено.
4. Игрушки, которые уже есть. Например, ребенок просит сто первую машинку.
- Да, красного грузовика у тебя нет, ты прав. А какие грузовики у тебя у тебя
есть? Большом синий есть? Есть. Маленький зеленый есть? Есть. Черный грузовик
без колес есть? Есть. Кстати, колеса я видела на даче. А ты видел? Надо будет в
субботу съездить на дачу. Погода стоит замечательная. Пригласим Егора?
5. Развивающие игры: лото, шашки, кубики, конструкторы, всевозможные
головоломки, игры Никитина и т.д. Если малыш просит и позволяют средства, можно
купить игрушку и вместе поиграть.
Уметь отказывать и при этом не обижать другого - дело тонкое. Если с малышом можно
сдержаться, то со взрослыми иногда труднее. Согласитесь, так легко сказать
"нет" вместо того, чтобы долго выстраивать фразу, которая не обидит
вашего собеседника и поможет сохранить отношения.
|
|