Поиск по сайту

«Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках» Муса Джалиль

«Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках»

 Муса Джалиль

9 декабря в Радищевской средней школе №1 прошел уже ставший традиционным фестиваль татарско-исламской культуры. В этом году он он был посвящен героям Отчизны и прошел под девизом: Жить надо так, чтобы и после смерти не умирать.

В начале мероприятия с приветственным словом, выступил специалист отдела образования С.А.Дорогова. Она отметила, о важности проведения таких мероприятий, потому что мы должны знать и помнить тех, кто не вернулся с поля боя, пропал без вести, принял героическую смерть в фашистских застенках, но до последней минуты своей жизни оставался верным своей Родине.

Также, перед собравшимися выступил имам Радищевской мечети Дамир хазрат Бекеров.  В своем выступлении он отметил, что любить и защищать Родину это священный долг каждого, независимо от национальности и вероисповедания. Напомнив о герое России Дамире Юсупове добавил, что героизму есть место в любое время, а не только на войне. Мы должны знать героев, гордиться ими и  стать достойной  сменой.

вучали стихи татарских поэтов, погибших на войне, говорили об их подвиге.

Скоро вся наша страна будет отмечать 75 годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне. Победа... Этого дня ждала наша Родина долгих четыре  года.  Говорили о тех, кто приближал этот день, кто погиб во имя Отчизны. Прошло уже несколько десятилетий с тех незабываемых времен, а память вновь и вновь возвращает нас к судьбам тех, кто не вернулся, принял героическую смерть, но до последней минуты своей жизни оставался верным своей Родине. Смерть не сломила их, они обрели бессмертие.

Одним из таких бессмертных героев является замечательный татарский поэт Муса Джалиль. Имя этого поэта известно всему миру. Оно стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине. Сила духа Мусы Джалиля не в том, что он не знал страха смерти, а в том, что умел преодолевать этот страх и спокойно смотреть смерти в лицо.

Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

Муса Мустафович Залилов родился 15 февраля 1906 года в селе Мустафино Оренбургской губернии...

В 1941 году добровольцем ушел на фронт. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор (который позже назовут «долиной смерти») Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен.

Вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал», с целью «взорвать легион изнутри» как говорил сам поэт Муса Джалиль. Был членом подпольной группы.

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.  Сейчас в этой комнате гильотины больше нет, и лишь венки напоминают о том, что происходило тогда, более полувека назад.

В 1946 году МГБ СССР завело розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников.

В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принёс в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля, написанные бисерным почерком арабскими буквами. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь, написанная латиницей на татарском языке. Из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. Он сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать её на родину.

Был ещё один сборник стихов из Моабита, его привёз бывший военнопленный Габбас Шарипов.

В январе 1946 года в советское посольство в Риме турецкий подданный татарин Казим Миршан принёс ещё одну тетрадь. Сборник отправлен в Москву. «Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы.

Статья  К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание..

В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии,  за моабитские тетради,  как за произведения, созданные в нечеловеческих условиях.

 

Друг, не печалься, этот день взойдёт,

Должны надежды наши сбыться,

Увидим мы казанский кремль, когда

Падёт германская темница.


Подвиг, даже такой яркий и впечатляющий, как подвиг Джалиля, не совершается в одиночку. Мы чтим в лице героев-джалиловцев участников коллективного подвига, видим в них примеры массового героизма. «Умирая, не умрет герой, мужество останется в веках»,- писал Муса Джалиль в фашистском застенке. История подтвердила его правоту.

Осенью 1942 года фашисты создают из военнопленных национальностей Поволжья, преимущественно татар и башкир, так называемый Волго-татарский легион. Всячески раздувая национальную рознь, гитлеровцы хотели заставить военнопленных воевать против собственной Родины. Для идеологической обработки пленных в Берлине был создан из эмигрантского и национального отребья комитет «Идел-Урал» или «Татарское посредничество». Начала издаваться на татарском языке газета «Идель-Урал».

Уже в конце 1942 года в легионе зародилось татарское подполье. Подполье возглавил Гайнан Курмашев. В его группу вошли также Муса Джалиль, Абдулла Алиш и ряд других пленных офицеров-татар, в разное время попавших в немецкий плен и оказавшихся в легионе.

Подполье поставило своей целью идеологически разложить и взорвать легион изнутри, подготовить легионеров к побегам, к восстанию, к переходу на сторону своих. В распоряжении татарских подпольщиков была типография газеты «Идель-Урал», которую нацисты и эмигрантские круги начали издавать для легионеров с осени 1942 года.

Вот Результаты деятельности подполья:

Первый батальон легиона, посланный на восточный фронт, перебил гитлеровских офицеров и в полном составе, с оружием и боеприпасами, перешел к белорусским партизанам. Около половины третьего батальона ушли к партизанам Украины. Многие другие легионеры присоединились к польским, голландским и французским участникам Сопротивления.

После таких тщательно подготовленных восстаний и массовых побегов начались расследования. Роковую роль сыграл дефект литеры на печатающей машинке, по которой немцы вышли на подпольщиков. Обнаружив следы деятельности татарского подполья в легионе, немецкая контрразведка начала действия по его раскрытию.

Подпольщики в Берлине были арестованы внезапно в ночь с 11 на 12 августа 1943 года, когда слушали радиосообщение с Большой земли. В редакции газеты «Идель-Урал» были арестованы Ахмет Симаев, Абдулла Алиш, Фуат Булатов и Гариф Шабаев. Всего в августе 1943 года в разных местах были арестованы около сорока человек из подразделения пропаганды легиона.

А дальше целый год длилось расследование; это значит бесконечные допросы, пытки. И вот август 1944 года приговор и казнь за «подрыв военной мощи немецкой армии».

От тяжелых, выкрашенных охрой дверей центрального блока тюрьмы Плетцензее до приземистого кирпичного строения в глубине двора 114 шагов...114 шагов- сначала по каменным плитам, потом по утоптанному щебню вдоль высокой тюремной ограды, затем по неширокой, аккуратно посыпанной желтым песком дорожке.114 шагов. Но они не считали шаги. Они смотрели на омытые недавними дождями небо, на ослепительно белые облака, на редкие травинки, которые упрямо пробивались между каменных плит. Они жадно вдыхали свежий воздух и щурились от ярких лучей августовского солнца, беспощадно высветившего болезненную желтизну их лиц. И с удовольствием разминали затекшие ноги, с которых только что сняли кандалы. Теперь уже не 114 шагов, а гораздо меньше отделяло их от барака, где в эту минуту палач заканчивал последние приготовления к казни.

Шли молча, опустив головы Гайнан Курмаш, Фоат Сайфульмулюков, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Муса Джалиль, , Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Габдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев, Салим Бухаров.

Мусе хотелось как- то подбодрить товарищей, поддержать, утешить. Но что сказать, что? И вдруг он запел, усилием воли преодолев душивший его приступ кашля. Это было до того неожиданно, что конвойные в первую минуту растерялись. А песню его подхватили. «Ма-а -льчать!» - крикнул старший конвойный. Крикнул скорее по привычке, потому что он всё равно ничего не мог поделать с людьми, которых отделяло от смерти несколько десятков шагов. В фашистском Берлине, во дворе всегда безмолвной, словно вымершей тюрьмы звучала, выплёскиваясь за ограду, татарская песня, рожденная на берегах могучей Волги.


Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит. (Муса Джалиль)


Они понимали, что возможно на Родине так и никто не узнает об их подвиге, что они останутся для всех предателями и даже это не остановило их. Они погибли смертью героя в далеком 1944.

Да действительно, ложь летит на крыльях, а правда идет пешком. Несмотря на то, что с Мусы Джалиля были сняты обвинения в предательстве и присвоено звание Героя Советского Союза в 1956, курмашевцы были реабилитированы и официально награждены орденом Отечественной войны I степени лишь 5 мая 1990 г. , Указом Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва «за активную патриотическую деятельность в подпольной антифашистской группе и проявленные при этом стойкость и мужество»

Вот они эти герои:

     Гайнан Курмаш стал одним из ведущих организаторов подпольной борьбы в легионе. Создавал боевые пятерки, координировал их работу, принимал присягу от новых членов на верность Родине.

Фашисты казнили его первым, как главного зачинщика, 25 августа 1944 года в 12 часов 6 минут. Ему было  25 лет.

      Фуат Сайфельмулюков  по поручению подпольной организации стал пропагандистом легиона. он доводил до легионеров последние сводки Совинформбюро На последнем совещании подпольщиков 9 августа 1943 года его группе поручили взорвать и уничтожить штаб легиона в Едлино. Предательство провокатора и арест сорвали эти планы. Фуата подвергли нечеловеческим пыткам, но он не назвал ни одного имени. Благодаря этому многим членам его группы удалось спастись.

Его казнили вторым, в 12 часов 9 минут.

Фуату Сайфельмулюкову было28 лет.

    Абдулле Алишу удалось проникнуть в редакцию газеты «Идель-Урал» и наладить печатание антифашистских листовок. Он установил связи с болгарскими студентами-антифашистами и советскими людьми, угнанными в Германию.

Казнен в 12 часов 12 минут. 35 лет

    Фуат Булатов вместе с Ахметом Симаевым принимал сводки Совинформбюро и распространял их среди военнопленных.

Казнили Фуата Булатова в 12 часов 15 минут.

31 год.

     Муса Джалиль был идейным вдохновителем подпольной организации. Второй имперский суд в Дрездене обвинил поэта в подрывной работе против гитлеровского рейха, разложении Волго-татарского легиона, организации коллективных побегов.

Его казнили пятым, в 12 часов 18 минут.

Муса был самым старшим из подпольщиков ему было 38 лет.

     Гариф Шабаев печатал и распространял листовки. Во время ареста и обыска гестаповцы обнаружили у него оригиналы листовок, написанные от руки, и матрицы, подготовленные к печати.

Казнен 25 августа 1944 года в 12 часов 21 минуту.

Чуть не дожил до своего 37летия.

     Ахмат Симаев был одним из инициаторов создания антифашистского подполья. Ему удалось проникнуть в фашистскую радиостанцию «Винета», стать своим человеком в министерстве пропаганды Геббельса. Это отводило от него подозрения и позволяло шире развернуть подпольную борьбу.

Казнен в 12 часов 24 минуты.

28 лет

     Абдулла Баттал не раз выполнял сложные и опасные задания. Он страстно любил стихи, охотно декламировал их, преклонялся перед поэзией Мусы Джалиля. Открытый, бесхитростный, веселый, он пользовался всеобщей любовью.

Казнен в 12 часов 27 минут.

28 лет

      Зиннат Хасанов занимался распространением листовок и сводок Совинформбюро среди военнопленных. Позднее стал связным между Едлинской и Берлинской группами. После ареста побои и пытки продолжались несколько суток подряд. В тюрьме Зиннат поседел. А ему в то время было всего 26 лет.

Казнен в 12 часов 30 минут.

     Ахат Атнашев получал из центра и распространял в третьем батальоне листовки, подготавливал организованный переход батальона на сторону украинских партизан. Сообщал партизанам ценные сведения.

Его казнили в 12 часов 33 минуты.

Ему было тоже всего 26 лет

    Галлянур  Бухараев

Окончил полковую школу. Отечественную войну встретил командиром взвода в Двинске (Даугавпилс). В плен захвачен в окружении. В плену назвал себя Салимом Бухаровым (под этим именем его знали и товарищи по подполью). Вел активную антифашистскую работу в четвертой роте третьего батальона. Гитлеровцы считали Г.Бухараева опасным заговорщиком, жестоко пытали, но так ничего и не добились.

Его казнили последним, в 12 часов 36 минут. 28 лет.

Нет у нас права забывать о тех, кто ценой собственной жизни  подарил нам Победу.

Вечная память героям!